Тренировочная концепция Белова В.Г.

Автор: Белов В.Г.

Belov.jpg

В процессе моей тренерской работы, а начал я ее в далёком 1973 году, когда студентом начал подрабатывать, проводя занятия в дворовом клубе в Москве, у меня сложилось мое видение основных акцентов в воспитании спортсмена высокого уровня. Так получилось, что в жизни мне пришлось готовить спортивные команды для соревнований высокого уровня в различных видах спорта. Это и многоборья (начиная с многоборья ГТО), лыжные гонки, пулевая стрельба, тяжелая атлетика, каратэ и рукопашный бой, легкая атлетика и конечно спортивное ориентирование.

Для того, чтобы спортсменам, их родителям и сочувствующим было понятно, как построена тренировочная работа тренера Белова В.Г., позволю себе изложить мою концепцию подготовки спортсмена высокого уровня (не ниже «мастера спорта», предполагается выполнение этого норматива в 18-20 лет) после 6-8 лет занятий спортивным ориентированием, а перед этим, желательно с 5-7 лет, заниматься плаванием, футболом, коньками, лыжами и т.п. видами спорта для общего физического развития ребёнка.

Этапы подготовки.

На тренировочный процесс влияют различные факторы.
Первое, это разный возраст детей начинающих занятия в секции.
Второе, разный материальный достаток в семьях и «семейные ценности» на которые тратятся доходы семьи и свободное от учебы время детей.
Третье, разные возможности организма ребёнка по усвоению предлагаемых нагрузок, половые различия и т.п.
Четвертое, мои возможности по организации занятий на различных спортивных сооружениях, по проведению сборов и участию в соревнованиях разного уровня.

Это основное.
Конечно предполагается , что на этапе отбора (в 12-14 лет) ребенок и его родители твердо решили заниматься этим видом спорта и приложить все возможности для достижения максимального результата в спортивном ориентировании.
Про «любителей», т.е. желающих просто интересно провести время для «здоровья» я не говорю, но и никогда не выгоню их из секции. Спортивное ориентирование - это огромный мир и место найдется каждому.

Основное - это найти человека, которому нравиться преодолевать все трудности в спорте и жизни для достижения высокого результата и который еще ребенком хочет побеждать. К сожалению, этих людей очень мало, по моим наблюдениям всего 5-10%. Из этих 10% действительно дано природой достичь высоких результатов в спорте ещё только 5-10% (примерно на 60 % тренер зависит от того , что дано природой ребенку и только 40% в развитии организма мы можем изменить в нужную для нас сторону). Далее, только у 10 % будут жизненные условия для занятий. Из всего этого получается, что в лучшем случае, только один из тысячи, а в худшем один из двух тысяч детей, приходящий ко мне в секцию сможет стать в 18-20 лет мастером спорта по спортивному ориентированию. Это первый путь, но есть и другой.
Другой заключается в том, что ребёнок рождается в семье, в которой родители являются тренерами по своей природе или по полученному образованию. И они сознательно, с младенчества, ведут ребёнка к высоким достижениям в спорте. В этом случае практически каждый ребёнок становится спортсменом высокого уровня, только надо найти для него наиболее подходящий вид спорта. Что это будет спортивное ориентирование опять маловероятно, но возможно. Тут следует сказать, что жизнь в спорте требует больших материальных (денежных) затрат. Ведущие спортсмены мира постоянно путешествуют по сборам и соревнованиям, сначала с родителями или родными, а затем с командами или друзьями. Когда мои дети активно занимались спортом, мы расписывали весь год на поездки, заранее приобретались билеты или готовился автотранспорт, бронировались места жительства и т.д. И всё это практически за счёт личных доходов. Какими были большими расходы, можно предположить, если знать, что в поездках принимало участие от 4 до 9 человек.
Это трудности отбора и поэтому у меня задача, чтобы за год просмотреть (прошли через секцию) до 100 детей. По моим расчетам в течение двух- трёх лет появляется возможность встретить того единственного спортсмена (или спортсменку), ради которых я занимаюсь своей работой. В настоящее время я живу в очень многолюдном Приморском районе города Санкт-Петербурга (более 30000 школьников), поэтому остается только не лениться.

Теперь о том, как я вижу физическое развитие детей.

Желательно брать в секцию детей в первом или во втором классе ( 6-8 лет). Они приходят на занятия один раз в неделю в школе или в секцию и один раз должны участвовать в воскресных выездах на соревнования или тренировках в лесу. Ребенок привыкает к этим бесконечным переездам, обживается на сборах в тренировочных лагерях, начинает постепенно понимать, что от него требуется и делает свой выбор. Необходимо чтобы ребёнок параллельно посещал другие секции, особенно плавание, футбол, вообще спортигры, конечно легкую атлетику, лыжные гонки, коньки или велосипед. Выглядет это так: понедельник, среда, пятница - плавание, вторник (или суббота) и воскресенье - спортивное ориентирование. Получается два дня отдыха. Главный отбор и набор необходимо проводить в третьем- четвертом классе (9-11 лет). Опять не более 2-3-х тренировок в неделю, выезды по воскресеньям. Все это примерно в течение 1-2 лет. Если ребенок привык и втянулся, то предлагаем ему перейти к интенсивным занятиям 5-6 раз в неделю. Выдержал ещё год - вперёд в спортивную жизнь. Также приветствуются занятия в вышеперечисленных секциях.

В тренировочном процессе детей до 12-13 лет, основная тяжесть падает на родителей, которые должны обеспечить полноценное питание детей и главное – участие ребенка в тренировках и выездах. А для этого надо иметь возможность приводить и забирать его с тренировок, пораньше вставать в воскресенье, чтобы отвезти на соревнования, покупать спортформу и инвентарь и т.п. Таких родителей очень мало. Еще меньше хотят чтобы он напрягался, добиваясь высокого результата в спорте, забывая, что этим мы закладываем основы здоровья на всю жизнь, просто учим с детства ребёнка трудиться, преодолевать свою лень, трудности полевых лагерей, учиться жить в коллективе, оберегать свою жизнь и здоровье в условиях переездов и тренировок, и многое другое.

Обучение основам спортивного ориентирования провожу только на сборах и в лагерях, показывая детям, как надо тренироваться по два-три раза в день, чтобы стать большим спортсменом. В течение года у нас есть выезды раз в квартал в спортивные лагеря и главный выезд - палаточный лагерь в июне с участием в многодневных соревнованиях, а после него, выезд в стационарный лагерь. Многим детям это сразу не подходит по различным причинам. Основная причина в том, что сейчас ребёнок очень мало физически активен в условиях городской жизни и в лагерях хочет "гулять", а не тренироваться целый день.

Для подготовки спортсмена-профессионала требуются интенсивные тренировки уже с детства, как это делается во всех других сферах человеческой деятельности (музыкальные, математические школы и т.п.). Интенсивные тренировки именно по спортивному ориентированию начинаются с 14-15 лет (7-8 класс). С этого возраста ребёнок должен тренироваться ежедневно, а лучше два раза в день. Поэтому, если ребенок приходит в этом возрасте (или более позднем) в секцию ему сразу предлагается жить спортом. Не сможешь – значит не дано. И главное - мы бегуны (или лыжники, если занимаемся ориентированием на лыжах) и поэтому главная цель научиться хорошо бегать. А для этого мы очень плотно взаимодействуем с легкоатлетами, тем более, что у них созданы в нашем городе более лучшие условия для беговых тренировок.

Как может ребенок тренироваться два раза в день, не прерывая обычного учебного процесса в школе?

Первый путь - это спортивные школы-интернаты (школы с углубленным преподаванием физической культуры). К сожалению нет в таких школах-интернатах в Санкт-Петербурге отделений спортивного ориентирования, поэтому приходится заниматься на отделении лёгкой атлетики (или лыжных гонок). В школах-интернатах спортсмены находятся на полном гособеспечении и с ними занимаются лучшие тренеры. Поэтому те, кто действительно хочет чего-то добиться в спорте, выбирают только этот путь. Далее, для самых одарённых, есть училище олимпийского резерва, после окончания которого уже можешь преподавать физическую культуру. Половина моих родных детей (а у меня их шесть человек) окончили училище олимпийского резерва и я очень рад, что они не только добились отличных результатов в спорте (Белова Евгения - двухкратная чемпионка Мира среди юниорок, Беловы Александра и Ольга - победители и призёры Первенств Европы среди девушек, все мастера спорта), но и выросли здоровыми женщинами и в настоящее время каждая имеет по два ребёнка.

Второй путь - для родителей, которые имеют желание и возможность помогать детям в спортивном совершенствовании, но не хотят уходить из какой-нибудь элитной школы.

Я в своей практике делал это так. Первая тренировка с 7 до 8 утра ( обычно школа начинается в 8.30 или 9.00, а вторая – после обеда в период с 15 до 20 часов (обычно 2 часа). Первая тренировка может быть только если рядом с местом жительства ( в пределах 15 мин ходьбы) есть парк, спортзал или бассейн. Обычно это спортзал школы или спортшколы. Можно также утром просто бегать кроссы, но лучше – плавать. Спортивные лагеря во время школьных каникул позволяют 12-15 недель из 52 годовых, тренироваться по 2-3 раза в день. Еще 4 -8 недель в год также можно тренироваться на сборах.
О том, как тренироваться написано много книг. Надо только учесть что процесс этот строго индивидуальный. Обязательно спортсменом ведется дневник тренировок. Когда он достигает уровня 1 разряда, желательно чтобы спортсмен сам начал планировать свой тренировочный процесс, конечно при помощи тренера.

Модельные характеристики высококвалифицированных ориентировщиков известны. Поэтому задача состоит в том, чтобы вырастить спортсмена имеющего эти данные.
Основное к чему стремимся:

1. Объем беговой тренировочной нагрузки с разной интенсивностью для юношей в 18-20 лет – 4500 км в год и более, для девушек – 4000 км и больше.

2. Результаты в кроссе на 3 км имеют следующую зависимость :
- 2-1 разряд в лёгкой атлетике даёт возможность выполнить КМС в ориентировании бегом;
- КМС в лёгкой атлетике - мастер спорта в ориентировании.
- конечно всё это при постоянной и обязательной технико-тактической подготовке в ориентировании бегом;

3.Участие не менее чем в 20-30 стартах высокого уровня (начиная с первенства крупных городов и до международных стартов) в год.
Считаю, что этого достаточно, чтобы стать «мастером спорта» в спортивном ориентировании.

А что дальше? Кем станут в жизни дети, посвятившие много времени спорту.

Как показала моя практика - кем захотят, тем и станут, тем более, что мы научили их добиваться результата. Нравится учить детей - есть отделения физической культуры в пединститутах и отдельные институты физической культуры. Хочешь быть военным, но заниматься спортом - в Санкт-Петербурге есть Военный институт физической культуры и в нём кафедра "Горной подготовки, выживания и ориентирования". При поступлении, спортсмены имеющие звание КМС, сразу получают "отлично" по специализации. Есть отличная профессия геодезиста и специальные институты где их готовят. И конечно никто, после окончания училища олимпийского резерва, не запрещает поступить в другой институт. И среди моих родных детей есть получившие профессию программист, бухгалтер, учитель географии и другие.

Какую материальную базу я имею для проведения тренировочного процесса?

Для проживающих в Приморском или Выборгском районах Санкт-Петербурга:
- спортзалы в школах, в которых ведется набор детей в секцию и как правило, сейчас при школах очень хороший стадион с искусственным покрытием, который позволяет побегать с весны до осени;
- секцию в бассейне спортшколы "Экран", мои спортсмены посещают на общих основаниях;
- есть хорошие карты Удельного парка, Новоорловского парка, Сосновки и Шуваловского парка в которых проводятся тренировочные старты;
- у меня отличные связи с тренерами по лёгкой атлетике и поэтому мои спортсмены имеют возможность выступать и на соревнованиях по лёгкой атлетике;
- в районе много частных спортклубов с отличными тренажерами, бассейнами и спортзалами. Они платные, но если расположены недалеко от дома, то могут помочь проводить некоторые занятия, особенно по общефизической подготовке в зимний период;
- есть возможность тренироваться в тренажёрной нашей спортшколы, там удобно и бегать кроссы в парке Сосновка;
- для спортсменов, имеющих хорошие спортивные результаты, спортшкола оплачивает выезды на многочисленные всероссийские соревнования и сборы.

Для проживающих в других районах города и страны:
- готов проконсультировать по вопросам тренировочного процесса;
- готов помочь с участием в соревнованиях и сборах, проводимых на территории города Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
- готов помочь в тренировочном процессе, если наши выезды совпадают с вашими.

Главное я знаю, как воспитать спортсмена высокого класса, так как делал это не один раз и в разных видах спорта, поэтому приглашаю вместе со мной пройти этот интересный путь ещё раз.

Этапы и основные условия для подготовки МС по спортивному ориентированию.


Этап 1

Уровень 1 юношеского разряда до 12 лет:

Основные условия:
- отбор из новичков тех, кто посещает выезды по воскресеньям;
- отбор из новичков тех, кто участвует в выездах на сборы на территории области;
- начало посещения секции лёгкой атлетики.

Этап 2

Уровень 1 разряда в 13-15 лет:

Основные условия:
- желание заниматься и посещение всех выездов по воскресеньям;
- посещение секции лёгкой атлетики 3-4 раза в неделю;
- участие в сборах на территории области и нахождение на них 2-3 месяца за год;
- участие во Всероссийских соревнованиях и Первенствах России.

Этап 3

Уровень КМС в 16-17 лет:

Основные условия:
- переход на профессиональные занятия ( учёба в спортинтернате или ежедневные тренировки: легкоатлетические или ориентирование);
- ведение дневника тренировок и жёсткий контроль со стороны тренера;
- нахождение на сборах в течение года до 4-6 месяцев (вместе со сборами по лёгкой атлетике);
- участие во всех Первенствах России ( гарантированное финансирование выездов).

Этап 4

Основная цель: подготовка мастера спорта в 18-20 лет

Основные условия:
- профессиональная подготовка (живёт и зарабатывает только спортом, т.е. круглогодичные сборы и стипендия или зарплата);
- бригада тренеров обеспечения подготовки спортсмена;
- материальное обеспечение тренировочного процесса этого уровня ( автобус, спарринг-партнёры, подготовка тренировочных занятий, устойчивое финансирование сборов и соревнований).