Как не затаскать ребёнка по секциям

Растим сверхчеловека: Как не затаскать ребенка по секциям и при этом увлечь дополнительными занятиями.

ОКСАНА МИРОПОЛЬСКАЯ

Дополнительные занятия и кружки - боль многих детей и родителей. Некоторые особо активные мамы уже с рождения начинают задумываться: где бы поразвивать ребеночка, чтобы он был не хуже других. И спрос рождает предложение: английский или математика с шести месяцев - пожалуйста, было бы желание!

КОГДА ОТДАТЬ РЕБЕНКА В СЕКЦИЮ.

1. Период от рождения до трех лет посвятите оздоровительным мероприятиям, особенно, если есть рекомендации педиатра: бассейн, массаж и регулярные прогулки на свежем воздухе.
2. С трех лет дети, как правило, идут в детский сад, где уже организованы занятия. Этот период посвящен подготовке к школе: ребятишек учат сидеть за партой, работать в группе, воспринимать информацию на слух, устраняют логопедические проблемы, если они есть. К шести-семи годам рекомендовано чтение и основы математики. С пяти лет начинают заниматься такими видами спорта как фигурное катание, художественная гимнастика, футбол, некоторые виды лёгкой атлетики и т.д.
3. В первом классе лучше не вводить новые дополнительные занятия, особенно в первом полугодии. Это сложный период адаптации. Если вы ребенка куда-то уже водите и ему это нравится, продолжайте, но с новыми занятиями не торопитесь. И ещё надо помнить о том, что восемь лет это последний год для начала занятий спортом во многих видах спорта, если вы хотите вырастить чемпиона.
4. Со второго класса и до конца начальной школы, как правило, начинается поиск интересного занятия. Дети и родители в этот период ищут подходящие увлечения. Начинается период метания по кружкам и секциям. У детей еще есть свободное время после школы и два полноценных выходных.
5. К средней школе дети определяются, что им нравится или не нравится. Бросают музыкальную или художественную школу, приходит понимание с любимым видом спорта. С 5-7 класса начинают заниматься в специализированных классах и интернатах для особо одарённых детей ( хоровых, танцевальных, математических, спортивных и т.д.).
6. К концу средней школы возникают проблемы с учебой, и тогда появляются репетиторы и дополнительные занятия по общеобразовательным предметам. В это время особенно важно поддержать ребёнка в повседневной жизни, если он не выбрал чем ему интересно заниматься.
7. В старшей школе ребенок начинает определяться с будущей профессией, и активизируется подготовка к поступлению в учебные заведения. Этот период посвящен репетиторам, иногда спорту.
8. В 9-11-м классе рекомендуется выбрать варианты будущей профессии и нацелиться на поступление в институт или другое заведение: репетиторы, подготовительные курсы колледжа, вуза, спортивные секции и так далее.

НА ЧТО СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ.

1. На местоположение и временные затраты на дорогу.
Если дополнительные занятия находятся далеко и вам неудобно добираться, то с большой долей вероятности ребенок не задержится там долго. После нескольких посещений появится сопротивление, и, скорее всего, вы прекратите занятия. В то же время, есть дети готовые преодолевать любые трудности ради любимого дела и в этом им надо помогать.
2. На количество и продолжительность сверхурочных занятий в неделю.
По закону детям 14-15 лет разрешено работать не более пяти часов в день, а в течение учебного года - не более двух с половиной. В 16-18 лет разрешено работать не более семи часов, а в течение учебного года - не более трех с половиной. Если мы говорим о младшей и средней школе, эти цифры должны быть еще ниже. И нужно учитывать, что у детей обычно по 6–8 уроков в день, после чего они идут на дополнительные занятия. Такую нагрузку многие взрослые не выдержат, что уж говорить о детях. Но родители могут помочь ребёнку и здесь. Интересные поездки во время каникул и в выходные; поддержка ребёнка, когда он не успел выполнить домашнее задание, поздно вернувшись с дополнительных занятий; дать понять строгому учителю в школе, что не одной школой ограничен мир ребёнка, и он может уехать на пару недель спортивных сборов или гастролей танцевального коллектива даже во время учебного года – всё это поможет избежать перегрузок и вырастить разностороннего и здорового ребёнка.
3. На коммуникацию ребенка с инструктором, учителем, тренером.
Часто нежелание ходить на занятия связано с личностью преподавателя. Если это так, нужно что-то менять. Семилетняя девочка каждый раз страдала по дороге в музыкальную школу, начинал болеть живот, хотя дома с удовольствием играла на фортепиано. Решили бросить занятия, но заболела учительница и ее несколько недель подменяла коллега. Через занятие ребенок с радостью стал ходить в школу и носить преподавателю конфетки.
4. На частую смену кружков и нежелание преодолевать трудности
Приобретение навыка - это работа. Зачастую дети, записываясь в кружок, фантазируют, что они сразу начнут красиво танцевать или играть на скрипке. Ваша задача - поддержать ребенка, объяснить, что всем тяжело в ученье и что не стоить сразу прекращать занятия, если что-то не получается. Это важный момент, на который стоит обратить внимание.

КАКАЯ ПОЛЬЗА ОТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ.

1. Общение.
Современные дети, особенно живущие в мегаполисах, мало общаются между собой вне школы: они не гуляют на улице, редко ходят в гости, чаще проводят время в телефоне или компьютере. Дополнительные занятия - это расширение круга общения и возможность поговорить вживую.
2. Приобретение навыка.
Чем бы ребенок ни занимался - он приобретает навык и знания. И неважно, будь то игра на музыкальном инструменте или в теннис, умение собирать модельки или играть в шахматы. Дополнительные знания и навыки расширяют кругозор, повышают самооценку и уверенность в себе.
3. Умение трудиться.
Да, как ни странно это звучит, ребенок должен уметь трудиться. Часто на прием приходят родители с подростками и жалуются на лень своего чада. А потом и сам подросток гордо заявляет, что он ленивый, поэтому ничего не успевает и вообще ничего не может сделать. Очень удобно. Но следует знать, что лень - это осознанный немотивированный отказ. Легко прикрыться собственной ленью, чистосердечно признаться в этом и дальше ничего не делать...
4. И еще одно бесспорное преимущество кружков.
На 8-20 часов в неделю вы гарантированно оттаскиваете свое чадо от компьютера, телефона и т. д. Вместо этого он проводит время за любимым занятием, посещает отчетные концерты или соревнования, общается в среде сверстников, да просто выходит из дома.

В ИТОГЕ:

Ребенок не должен испытывать страх, ненависть к дополнительным занятиям, это не должно быть насилием.
В расписании должен быть хотя бы один день без кружков и репетиторов, особенно в начальной школе.
В младшей школе не планируйте больше одного дополнительного занятия.
Прислушивайтесь к мнению ребенка при выборе кружка или секции.
В случае временного охлаждения ребенка к занятиям, поддержите его, не стоит сразу бросать - периоды спада интереса бывают у всех.
Многое из сказанного касается любого системного занятия для ребенка, кроме основной школы, особенно если сам ребенок чем-нибудь увлечен. Задача родителей поддержать и организовать максимальный комфорт и логистику, исключить перегрузки!