Статьи о спорте в целом


Тренеры и родители. Тезисы к родительскому собранию.

1. Как-то раз, давно, со мной в лес поехала десятилетняя девочка, как позднее выяснилось, страдающая астмой, вызываемой майонезом. Поевши на праздник салатика, девочка стала на глазах распухать, а на вопрос: что с ней делать, был получен ответ: «Я теряю сознание, и меня увозят в больницу». Впрочем, в тот раз всё закончилось благополучно. Это к тому, что подразумеваемая общая заинтересованность тренеров и родителей в здоровье детей не всегда гарантирует устраивающий стороны результат. Необходимо взаимное доверие, ведь тренер во время выездов отвечает за жизнь и здоровье юных спортсменов и должен принимать взвешенные решения в случаях угрозы, а для этого кроме квалификации и опыта ему нужна и достоверная своевременная информация.

2. В мае 2014 года в Ленинградской области произошел трагический случай, вызвавший множество обсуждений, советов, анализа потребительских свойств различных гаджетов, призванных помочь отысканию потерявшихся. Но, к сожалению, этот случай не побудил некоторых родителей по-настоящему серьезно отнестись к занятиям ориентированием своих детей. Так, для примера, уже в июне на выезде группы нашей спортшколы в лагерь примерно у четверти (из тридцати юных спортсменов) не оказалось ни часов, ни компасов (не буду себя утруждать объяснением необходимости этих нехитрых устройств для обеспечения безопасности проведения занятий в лесу). При том, что тема часов и компасов звучит на родительских собраниях дважды в год. Так что вряд ли GPS ы и ГЛОНАССы улучшат ситуацию.

3. Неприспособленность к самообслуживанию. Вспоминаются легенды о вылитом курином бульоне, как лишней части при готовке вареной курицы. Но наиболее освежил тему случай всё в том же июньском лагере, когда ребенок одиннадцати лет неделю не ходил в душ только потому, что не знал, как им пользоваться. Как правило, именно тренерам приходится прививать начальные навыки по стирке и сушке беговой формы, приведению в порядок шиповок. Другой аспект этой темы - поддержание чистоты в местах проживания и транспорте. Тренеры имеют привычку требовать минимальной чистоты в номерах, классах, палатках, на сиденьях и вокруг них в транспорте, прочих помещениях, где приходится находиться на выездах. Порядок и чистота нужны, в частности, для полноценного отдыха. Тренерский усилия малоэффективны – по-прежнему, носильные вещи лежат ровным слоем везде, а обертки от конфет и печенья – преимущественно под кроватью. Эта борьба за санитарное состояние нескончаема, но, надо отметить, что не всегда родители поддерживают тренеров в этих битвах с мельницами. Широкое хождение имеет такая родительская риторика: посмотрите вокруг, даже в Петербурге, - грязь, помойки и разруха, урн нет - это привычная среда, так зачем от детей требовать чего-то другого?

4. Для тренера его воспитанники и их тренировки, соревнования – большая, серьезная и важная часть их жизни. Такое же отношение к лесному спорту тренеры пытаются привить и развить у своих воспитанников. Им хочется, чтобы дети ощущали ответственность за личный результат, за результат команды, и, особенно, эстафетной. Для родителей же сплошь и рядом важнее участия в Чемпионате города посадки картофеля на даче, день рождения бабушки, покупка нового платья. Потом не приходится удивляться, когда юный ориентировщик может предпочесть соревнованиям прогулку с друзьями или катание на велосипеде. Кроме того, есть соревнования и соревнования – и спортсмены и родители должны понимать разницу между «хлебными» стартами, играющими важную роль для спортшколы, клуба, города, страны, и, наконец, тренерской зарплаты, и прочими - коммерческими, тренировочными, многодневными. Очень важно понимать, что только регулярные тренировки на протяжении многих лет приводят к серьезным спортивным результатам, и только так достигаются положительные сдвиги в здоровье ребенка. Недопустимо применять как наказание пропуск тренировок. Хотя, конечно, нужно оговориться заинтересованности, мотивированности следует ждать от 15-16-тилетних спортсменов: более юные могут увлечься другими видами активности вне ориентирования, и это нормально.

5. Деньги и документы. Каждый выезд требует тщательной подготовки со стороны тренера и администрации - необходимо заблаговременно найти, заказать и оплатить транспорт, проживание, питание, заявку. Тренерам, работающим в спортшколах, сообразно требованиям времени, надлежит оформить массу разнообразных документов – командировок, маршрутных листов, путёвок, договоров, справок, страховок, виз, согласий и т.п., часть из которых должна предоставляться родителями. К сожалению, многие считают, что для поездки ребенку просто надо в нужный момент прийти на вокзал, а уж там тренер сам разберется и всё чудесным образом образуется.

6. Занятия ориентированием требуют концентрации внимания, а с этим, по нашим наблюдениям, возникают значительные проблемы из-за увлеченности разными компьютерными играми и постоянным слушанием наушников. В какой-то мере эти игрушки помогают тренеру заполнять детский досуг на сборах, но чрезмерное увлечение нажатием кнопочек, особенно вместо сна, приводит к совершенно несуразным ошибкам на дистанциях. Тренерам приходится временно реквизировать дорогостоящие родительские презенты-гаджеты-игрушки для организации полноценного детского отдыха и сосредоточения на тренировочном процессе.

7. Ожидание воспитательного эффекта. Как мне объяснили сами опытные родители ориентировщиков, воспитание ребёнка есть необязательный побочный продукт тренировочного процесса. Возможно, многолетние занятия ориентированием и улучшат воспитанность ребенка, а возможно и нет! Увы, приходится признать, что и среди спортсменов с многолетним опытом остаётся немало плохо воспитанных людей. А хорошее воспитание же очень помогает и в контактах с членами команды, и с разными тренерами, и с функционерами, и с соперниками. При этом необходимо заметить, что качества, уже имеющиеся или приобретённые в жизни, проявляются и в спорте, и наоборот. Грубо говоря, если ребенок не привык регулярно мыть руки перед едой, то и приучить его постоянно ориентировать карту будет непросто. Будем надеяться, что данные заметки, не претендующие на полный охват проблемы, всё-таки облегчат взаимопонимание между тренерами и родителями, что, в свою очередь, послужит процветанию спортивного ориентирования.

К.В. Волков 4 сентября 2014 г. г. Санкт-Петербург