Очень часто такие проблемы как нарушения осанки и походки, мышечный дисбаланс, болевые ощущения в ногах и спине появляются у детей уже при имеющемся плоскостопии, и являются одним из его последствий. Только о наличие начальной деформации стоп родители не догадываются, а участковые педиатры редко занимаются её поисками заблаговременно. Тогда как благополучная, здоровая и правильно развитая стопа – это не только Опора, но и Надежда вашего малыша на здоровье в будущем.
Помимо биологически активных точек и зон на подошвенной поверхности, связанных со всеми органами и системами, особого внимания и уважения заслуживает строение стопы. Уникальное строение человеческой стопы можно сравнить с талантливым инженерным решением при строительстве, например, моста, где все тонкости учтены, размеры просчитаны, соединения деталей надёжны, запас прочности обеспечен на десятилетия – и всё это с учётом предполагаемых огромных нагрузок. Своды стопы выдерживают серьёзные испытания при самых разнообразных, и не всегда благоприятных, условиях: вес тела плюс тяжёлые сумки, неудобная обувь плюс длительная ходьба, высокий каблук плюс многочасовая статическая нагрузка, спортивные тренировки плюс повышенная влажность с перегревом, и т.п.
Надёжность сводов стопы обеспечена взаимодействием образующих их структурных единиц: костей, мышц и связок. Своды стопы – это ни что иное, как амортизаторы, которые существенно уменьшают неблагоприятные воздействия при ходьбе или прыжках на весь организм, и на позвоночник в частности.
Благодаря сводчатому строению, эти нагрузки разумно распределяются по всей стопе в поперечном и продольном направлениях. Формирование стопы может продолжаться до 16 лет. Из этого следует, что детская стопа – «сооружение» незрелое, и для правильного развития её требуются определённые условия.
Плоскостопие – это деформация стопы, при которой происходит уплощение сводов (ориентир для определения продольного свода - внутренний край стопы, для поперечного – линия вдоль основания пальцев).
По характеру деформации различают 2 вида плоскостопия (или их сочетание):
• 1) Поперечное
- уплощается поперечный свод стопы: передний отдел упирается на головки пяти плюсневых костей (в норме только на I и V)
- длина стоп уменьшается
• 2) Продольное
- уплощение продольного свода
- почти вся площадь подошвы контактирует с полом
Приблизительно до 4-5-летнего возраста у детей в норме определяются элементы плоской стопы.
Спровоцировать же развитие плоскостопия как патологии у детей могут, прежде всего, факторы, ослабляющие мышечно-связочный аппарат стопы:
• избыточный вес
• ношение неудобной обуви
• нерациональные нагрузки
• травмы стопы и голеностопного сустава
• некоторые врождённые состояния (косолапость)
• тяжёлые инфекции (полиомиелит) и их осложнения
• перенесённый в детстве рахит
Бороться с уже имеющимся плоскостопием не просто. Процесс этот и длительный, и трудоёмкий, и порой требует немалых материальных вложений. Особенно тогда, когда патологический процесс зашёл далеко. Поэтому начнём предпринимать меры заранее.
На что же следует обратить внимание в первую очередь? Обсудим сегодня две важные проблемы: обувь, которую носит ваш ребёнок, а так же упражнения, предупреждающие развитие патологии.
Ношение неправильно выбранной обуви и неуважение к ногам может спровоцировать развитие деформаций стопы, особенно в периоды роста. Начиная с первых шагов ребёнка, неопытные родители совершают ошибки при выборе для него обуви, заглядываясь на модные и красивые модели. Но принципы подбора оптимально подходящих вариантов для детей перекликаются с выбором обуви и для взрослых: сначала «удобно» и «качественно», и лишь затем «модно» - иначе здоровью ног будет нанесён вред.
Учатся ходить малыши в ботиночках – важен высокий задник для фиксации голеностопного сустава, поэтому сандалики и туфельки для освоения столь хитрой науки как ходьба не подходят. Первые «домашние ботиночки» должны быть мягкие - из натуральной кожи или нубука, и иметь минимальное количество внутренних швов. В жёсткой обуви ребёнок будет чаще падать, цепляясь за незначительные препятствия из-за невозможности согнуть ножку внутри ботинка. Желательна частично перфорированная поверхность, чтобы ноги могли «дышать». Стелька в качественной обуви, как правило, сделана из натуральных материалов, и ни в коем случае не окрашивает носочки или колготки малыша (во избежание токсического воздействия при контакте с кожей). Не станем забывать о безопасности: подошва обуви не должна быть скользкой! Гибкая и тонкая подошва замечательно подходит для первых домашних ботинок, с малюсеньким каблучком (буквально несколько миллиметров). Но она не спасёт ножку от встречи с камушками, бугорками и ямками – от воздействия этих неизбежных уличных мелочей стопу надёжно защищает лишь толстая и мягкая (амортизирующая) подошва.
Не привыкшие к труду лапки малышей почти всегда влажные после ходьбы (особенно дома), поэтому не стоит длительное время оставлять обувь на ногах. Даже если занятым заботами мамам тяжело по сто раз за день надевать-снимать ботинки своим непоседам и завязывать-развязывать шнурки, перегрева стоп стоит всё же избегать. Особенно, если ножки потеют. Полезнее переодеть сухие носочки и переключить внимание ребёнка на другое занятие.
Подрастая, ваш малыш начнёт преподносить сюрпризы: ни разу не одетые и купленные заранее туфельки или сапожки уже малы. Да, скачки роста – событие обычное. Но не стоит экономить, втискивая нежную ножку в ботинок, который уже «в обрез» - даже пальчики упираются. Также не выход из положения купленная с большим «запасом» обувь, когда вы утягиваете потуже на голеностопе застёжку, чтоб не потерять обновку по дороге. При примерке надо учитывать, что стопа в ходьбе ведёт себя динамично, т.е. немного увеличивается размер. Конечно, обувь для детей всегда покупается «на вырост», с запасом, но с разумным запасом, не мешающим ребёнку ходить – около 1,5 см от кончика пальцев до носка обуви.
Ношение тесной обуви ведёт к нарушению кровоснабжения стоп, затруднённому венозному и лимфо- оттоку. Обратите внимание на ножку ребёнка, снявшего обувь после прогулки: если на коже отпечатался со всеми подробностями рельеф колготок или внутренние швы ботиночка – покупка была неудачной, и обувь необходимо сменить. Длительное невнимание родителей к подросшей стопе, в результате чего она продолжительное время упирается в носок обуви, приводит к деформации пальчиков.
Обязательно запасайте сменную обувь для ребёнка: это даёт возможность ноге отдохнуть от привычного положения, а обуви – хорошенько проветриться. Хождение во влажных туфельках или тапках – залог предстоящей встречи с грибковыми заболеваниями кожи стоп и ногтей.
Теперь обратим внимание на супинаторы - приспособление для коррекции и заботе о состоянии сводов стопы. Они бывают встроены в уже готовую обувь, или специально изготавливаются и дополнительно вкладываются. При обоснованно прозвучавшем диагнозе «плоскостопие» и серьёзных деформациях стопы, а также сопутствующих этому мигренях или болях в ногах и спине, ношение супинаторов-вкладышей (ортезов) становится вещью обязательной на длительное время или навсегда. Но вполне целесообразно и временное применение ортезов для коррекции незначительных отклонений от нормы: обычно детям назначается ношение обуви со специальными стельками до нескольких часов в день на определённый период лечения. При постоянном, без объективной необходимости, применении стелек-вкладышей своды стопы становятся «избалованными» и перестают самостоятельно и достойно выполнять свои функциональные обязанности. Если у вашего ребёнка возникла необходимость в применении ортезов, проконсультируйтесь с врачом-ортопедом, непосредственно работающим в этом направлении. Опытный специалист обязательно акцентирует внимание родителей на необходимости регулярно корректировать форму и размер стелек-вкладышей у детей, учитывая темпы роста стопы, проводить повторно диагностические мероприятия в процессе лечения, и даст массу иных профессиональных советов.
Активная профилактика плоскостопия
Оборудование потребуется следующее: массажные мячи – жёсткий маленький и мягкий (размером побольше), а так же массажный коврик и/или массажный валик, и гимнастический мяч диаметром 26 см.
Каждое упражнение повторяем по 8-10 раз, не спеша.
Разминка
«Весёлые лапки» Исходное положение (И.п.) сидя, пятки на полу, носки тянем на себя. Попеременное движение стопами вверх/вниз.
«Построим мостик» (Для малышей это упражнение можно назвать «Построим домик для мышки»). И.п. то же. Пальчиками ноги коснуться пола, при этом средний отдел стопы касаться пола не должен. Вернуться в и.п.
«Гусеница» И.п. сидя, стопы прижаты к полу. Сгибая пальчики, плавно подтягиваем пятку. Стараемся стопу от пола не отрывать! Выполняется в медленном темпе.
«Лягушка» И.п. сидя. Перекаты с пятки на носок, с подтягиванием пяток вверх. Выполняется одновременно двумя стопами, в медленном темпе.
«Братья-близнецы» И.п. то же. Пятки на полу, носки приподняты. Максимально широко расставить пальчики, затем расслабить их. На правой стопе пальчики работают – на левой расслаблены, и наоборот.
Упражнения с жестким массажным мячом
№ 1. И.п. сидя. Прокат мяча подошвенной поверхностью – от пятки до носка, попеременно правой/левой стопами, очень мягко касаясь поверхности мяча. Частой ошибкой при выполнении данного упражнения является сильное надавливание на опору – надо запомнить, что это не полезно. Упражнение можно выполнять на массажном коврике или с массажным валиком.
№ 1 (а). Одной стопой плавно, без нажима, перекатываем мяч через стопу другой ноги (по подъёму) туда/обратно.
№ 2. И.п. сидя на стуле. Внутренней поверхностью стоп, ближе к голеностопным суставам, зажат мяч. Опираясь пальцами о пол, поднимаем и опускаем пятки, удерживая мяч.
№ 3. И.п. сидя на полу. Обхватываем мяч с обеих сторон стопами, удерживаем 5-10 секунд, чередуем с расслаблением. Маленькие дети поначалу могут помогать себе ладошками.
№ 3(а). И.п. сидя на полу. Мяч между стопами. Разведение носков в стороны, пятки удерживают мяч.
Упражнения с мягким массажным мячом
№ 4. И.п. сидя. Прокат мяча, выполняется одновременно двумя ногами, подошвенной поверхностью стопы – от пятки до пальчиков.
№ 5. И.п. то же. Стопы на мяче. Выполняем круговые вращения вправо/влево с лёгким надавливанием на мяч.
№ 6. И.п. то же. Пальчики на полу, своды стопы и пятки - на мяче. Пятками надавливаем на мяч. Можно поочерёдно каждой ногой или одновременно двумя. №6(а). Пятки на полу. Надавливаем на мяч подушечками пальцев. №6(б). Надавливаем на мяч подушечкой и основанием только большого пальца (одновременно правым и левым, и поочерёдно).
Упражнения с гимнастическим мячом (26 см)
№ 7. И.п. лёжа на спине, руки за головой. Ноги лежат голенями на мяче. Выполняем движения только стопами: тянем носочек на себя, поочерёдно каждой ногой.
№ 8. И.п. лёжа на спине. Стопы с опорой на мяч, ноги согнуты в коленях под углом 100-120’. В медленном темпе выполняем подъём/опускание таза. Балансируя, стопы удерживаем на мяче.
№ 9.«Часики». И.п. то же. Мяч между голеней. Одновременное движение ногами вправо/влево. Стопы держим вертикально. Темп выполнения – средний.
Игры
«Медуза». И.п. лёжа на животе, руки разведены в стороны. Ноги выпрямлены и разведены на ширину плеч. Сгибаем ноги в коленях и соединяем стопы подошвами друг к другу. Затем возвращаемся в и.п.
«Художник» (а) И.п. сидя. Пальчиками ног «рисуем» на ковре или на полу круги - большой, средний, поменьше, и самый маленький.
«Художник» (б) И.п. сидя (на маленьком стульчике, или на ковре). Зажимаем пальчиками ног карандаш и пробуем рисовать простые фигуры: треугольник, круг и квадрат. Выполняется поочерёдно правой/левой ногами.
«Умелые пальчики». И.п. сидя. Имитация подгребания песка пальчиками ног, и отгребания (можно использовать безопасные мелкие предметы, фасоль, горох).
«Футбол» (потребуется участие мамы или папы).
Ребёнок сидит на полу, ноги широко расставлены – это «ворота». Задача – не дать попасть мячу в ворота! Кто-то из родителей медленно(!) подкатывает лёгкий гимнастический мяч к «воротам». Ребёнок «отбивает» мяч стопами, без помощи рук. Попросите ребёнка работать поочерёдно правой/левой стопой.
Лучше заниматься и играть под музыку!
Хорошего вам настроения – и БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
Воробьёва Виктория, врач-педиатр,
специалист лаборатории реабилитации.
Степанова Ирина, педагог,
гл. инструктор лаборатории реабилитации.